Проект Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь
Субъект права законодательной инициативы: Президент Республики БеларусьВходящий номер: 4219
14 декабря 2022 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь принят в первом чтении проект Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь, внесенный Президентом Республики Беларусь.
Проект Кодекса разработан во исполнение поручения Главы государства, данного 5 апреля 2019 года по итогам совещания по вопросам совершенствования деятельности судов общей юрисдикции, и направлен на унификацию гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства.
Проект Кодекса представляет собой единый процессуальный регламент для разрешения гражданских и экономических споров, закрепляющий в частности:
единую терминологию;
единые правила подведомственности;
единый порядок представления доказательств;
единый порядок доказывания;
единые правила возбуждения производства по делу;
единые правила пересмотра судебных постановлений в трех судебных инстанциях — апелляционной, кассационной, надзорной (в настоящее время такой трехступенчатый порядок обжалования судебных постановлений действует только в хозяйственном процессе);
единое регулирование международного гражданского процесса, единый механизм признания и приведения в исполнение международных медиативных соглашений.
В основу проекта Кодекса положена структурная модель действующего Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь. При этом обеспечивается соблюдение баланса между разными идеологиями существующих гражданского и хозяйственного процессов.
Проектом Кодекса предусматривается ряд новаций, среди которых можно выделить следующие:
1) расширение способов примирения сторон по делам искового производства при содействии иных лиц — медиатора (медиаторов); адвокатов сторон; примирителя из числа лиц, занимающих государственную гражданскую должность в суде (по экономическим спорам); патентных поверенных (по спорам, возникающим в связи с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности);
2) закрепление возможности примирения по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений;
3) установление адекватных мер противодействия злоупотреблению процессуальными правами со стороны участников процесса (разнообразные формы затягивания судебного процесса, недобросовестного поведения и т.п.). Так, суд будет вправе взыскать судебные расходы по делу (в том числе расходы, понесенные лицами, участвующими в деле) со стороны, которая допустила злоупотребление своими процессуальными правами;
4) введение института коллективных исков. Такой иск может предъявить группа истцов к общему ответчику;
5) выделение электронных доказательств в качестве самостоятельного вида средств доказывания. К электронным доказательствам будут относиться содержащие сведения о фактах, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, на технических носителях информации в том числе электронные документы, текстовые, мультимедийные и голосовые сообщения, базы данных и другие данные в электронной форме, а также размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет информация;
6) закрепление возможности подачи искового заявления или иного процессуального обращения в виде электронного документа. Такая возможность появится при обращении за разрешением гражданских споров (в настоящее время такой формат обращения используется только в рамках экономического правосудия). Соответствующее обращение необходимо будет удостоверить электронной цифровой подписью;
7) введение нового вида гражданского судопроизводства — упрощенное производство. Дела в порядке упрощенного производства предлагается рассматривать в сокращенные сроки, без проведения судебного заседания и вызова сторон;
8) распространение на сферу экономического правосудия институтов заочного и особого производства, ныне используемых в гражданском процессе.
Сосредоточение в одном нормативном правовом акте всех процессуальных норм позволит свести к минимуму риск появления пробелов, расхождений и коллизий в регулировании процедуры рассмотрения гражданских и экономических дел. Совершенствование действующих механизмов разрешения гражданских и экономических споров посредством внедрения современных процессуальных норм и устранения неэффективных судебных процедур будет способствовать оптимизации судебного процесса, экономии временных и материальных затрат участников процесса, повышению уровня доступности и эффективности правосудия.
Постоянная комиссия, в которой находится на рассмотрении законопроект: комиссия по законодательству
Ответственный депутат: Омельянюк Александр Павлович
Ответственный работник Секретариата:
Колесень Ирина Владимировна — начальник отдела по подготовке законопроектов и взаимодействию с Постоянной комиссией по законодательству
2. Первое чтение
Сессия: Девятая сессия
Заседание Палаты представителей: 14.12.2022 14 декабря 2022 года, девятое заседание девятой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Постановление Палаты Представителей, которое закрепляет принятие/отклонение законопроекта: Входящий номер 502-П7/IX от 14.12.2022 «О проекте Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь»
Статус: Принят в первом чтении
3. Подготовка ко второму чтению